Папоротниковидные - это... Что такое Папоротниковидные?
Морфология
Среди папоротников встречаются как травянистые, так и древесные формы жизни.


Лист папоротника
Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листья папоротника называются вайя.
В лесах умеренной зоны обычно папоротники имеют короткий стебель, представляющий собой корневище, находящееся в почве. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной — паренхимной ткани.
Вайи (листья папоротника) развёртываются над поверхностью почвы, вырастая из почек корневища. Эти листоподобные органы обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров, обычно они служат для выполнения двух функций — фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности листа, в них развиваются гаплоидные споры.
Строение
Господствующей фазой в жизненном цикле папоротника является спорофит (взрослое растение). Почти у всех папоротников спорофит многолетний. Спорофит имеет довольно сложное строение. От корневища вертикально вверх отходят листья, вниз — придаточные корни (первичный корень быстро отмирает). Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растений.
Общий вид папоротника
Размножение
Спорангии находятся на нижней стороне листа, собраны кучками (сорусы). Сверху сорусы прикрыты покрывальцем (кольцо). Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия, а кольцо, оторвавшись от тонкостенных клеток, ведёт себя подобно пружине. Число спор на одном растении достигает десятков, сотен миллионов, иногда миллиардов.
Лист папоротника с нижней стороны
На влажной почве споры прорастают в маленькую зелёную сердцеобразную пластинку величиной несколько миллиметров. Это заросток (гаметофит). Он располагается почти горизонтально к поверхности земли, прикрепляясь к ней ризоидами. Заросток обоеполый. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы (мужские — антеридии, женские — архегонии).
Образование заростка
Оплодотворение происходит в водной среде (во время росы, дождя или под водой).
Оплодотворение
Мужские гаметы — сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, проникают внутрь и гаметы сливаются.
Происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота (оплодотворённая яйцеклетка).
Оплодотворение
Из оплодотворённой яйцеклетки формируется зародыш спорофита, состоящий из гаустории — ножки, которой он врастает в ткани заростка и потребляет из него питательные вещества, зародышевого корешка, почки, первого листа зародыша — «семядоли».
Со временем из заростка развивается растение папоротник.
Схема развития папоротника
Таким образом, гаметофит папоротников существует независимо от спорофита и приспособлен к обитанию в условиях увлажнения.
Спорофитом является всё растение, которое вырастает из зиготы — типичное сухопутное растение.
Жизненный цикл
В жизненном цикле папоротника чередуется бесполое и половое поколение — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита.
На нижней части листа раскрывается спорангий, споры оседают на земле, прорастает спора, появляется заросток с гаметами, происходит оплодотворение, появляется молодое растение.
У самых примитивных папоротников (ужовниковые) спорангии имеют многослойную стенку и не несут специальных приспособлений для раскрывания. У более продвинутых — спорангий имеет однослойную стенку и приспособления к активному раскрыванию. Это приспособление имеет вид кольца. Уже среди примитивных папоротников прослеживается разноспоровость.
У современных — небольшое число равноспоровых видов. Гаметофит равноспоровых обычно обоеполый. У примитивных он подземный и обязательно в симбиозе с грибами. У продвинутых гаметофиты надземные, зелёные и быстро созревающие. Они обычно имеют вид зелёной пластинки сердцевидной формы. Гаметофиты разноспоровых папоротников отличаются от равноспоровых (помимо своей раздельнополости) сильной редукцией, особенно мужского гаметофита.
Хозяйственное значение
- Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
- Тип урока — комбинированный
- Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
- Цель:
- — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
- Задачи:
- Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
- Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
- Воспитательные:
- Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
- УУД
- Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование ответственного отношения к учению;
- 3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
- Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
- Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
- Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
- Метапредметные:.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Формирование навыка смыслового чтения.
- Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
- Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
- Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
- Разнообразие и значение папоротникообразных
- Цели: продолжить знакомство с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; дать представление о многообразии папоротникообразных и особенностях их внешнего строения; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; раскрыть экологическую роль папоротникообразных, их роль в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также необходимость охраны папоротникообразных; обобщить знания о высших споровых растениях.
- Оборудование и материалы: таблица «Цикл развития папоротника», динамическое пособие «Развитие папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, страусника, адиантума (венерин волос), асплениума, селягинелла, платице- риума («олений рог»), а также аквариумные виды папоротников, например сальвинии плавающей, гербарные образцы различных папоротников, хвощей, плаунов, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», геохронологическая шкала, рисунки пейзажей каменноугольного периода, Красная книга растений.
- Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, папоротники, хвощи, плауны; каменноугольный период (карбон), палеозойская эра; значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
- Ход урока
- Актуализация знаний
- Выберите верные утверждения.
- Папоротникообразные относятся к высшим растениям.
- У папоротникообразных нет четкой дифференциации на органы и ткани.
- Многие папоротникообразные являются реликтовыми формами.
- Размножаются папоротникообразные при помощи зооспор.
- Папоротникообразные средней полосы представлены в основном крупными древовидными формами.
- К папоротникообразным относят папоротники, хвощи и плауны.
- Среди папоротников встречаются такие, которые живут в водной среде.
- Листья папоротников не участвуют в процессе фотосинтеза, а выполняют спороносную функцию.
- Папоротники — многолетние корневищные растения.
- От корневища папоротников отходят один ярко выраженный главный корень и множество боковых.
- При прорастании споры в благоприятных условиях из нее развивается заросток.
- На нижней стороне заростка образуются женские половые органы, называемые архегониями, и мужские, которые носят название антеридий.
- Мужские гаметы папоротников неподвижны и называются спер- миями.
- Передвижение мужских гамет папоротникообразных может происходить только при наличии воды.
После оплодотворения образуется зигота, из которой развиваются небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения.
- Молодой папоротник способен образовывать новые споры через год после появления на свет.
- Самыми древними представителями папоротникообразных являются хвощи.
- Изучение нового материала
- Рассказ учителя с элементами беседы
- На прошлом уроке мы познакомились с представителями папоротникообразных.
Вспомните, какие группы растений относятся к папоротникообразным. (Папоротники, хвощи и плауны.)
Как вы считаете, это сравнительно молодая или древняя группа растений?
Самыми древними представителями папоротникообразных являются хвощи.
Устные доклады школьников
(Учитель заранее дает темы докладов. На выступление отводится 5—7 мин.)
Расцвет папоротникообразных пришелся на каменноугольный период палеозойской эры (карбон). Это было около 300 млн лет назад. (Учитель демонстрирует геохронологическую шкалу и пейзажи каменноугольного периода.) В то время климат на Земле был очень теплым и влажным.
Часто шли теплые тропические дожди, воздух постоянно был заполнен туманом — водяными парами. Большую часть суши занимали мелководные озера, болота, которые плавно переходили в неглубокие морские заливы. Растительный покров нашей планеты сильно отличался от современного.
На Земле господствовали папоротникообразные и голосеменные растения. Большинство папоротникообразных тех времен имели древовидную форму и достигали 20—40 м в высоту. Травянистые растения того периода также были представлены папоротникообразными и мхами.
Эти растения гораздо больше напоминали современные мхи, папоротники, хвощи, плауны.
- Практическая работа СТРОЕНИЕ ВЫСШЕГО СПОРОВОГО РАСТЕНИЯ ХВОЩА
- Цели: познакомить с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
- Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные побеги хвоща полевого с корневищами (один на парту), гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корнями; лупа (на каждого ученика или одна на парту), препаровальная игла (на каждого ученика или одна на парту).
Общие рекомендации. Засушить побеги хвоща с корневищами необходимо заранее. Необходимо помнить, что у большинства хвощей корневище залегает в почве на глубине около 15—20 см. Найти хвощи можно в сыром лесу, на поле, болоте. Для урока подойдет любой из хвощей. Весенние спороносные побеги необходимо заготавливать в апреле — мае, а вегетативные — в июне — августе.
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите у него корневище, рассмотрите его, найдите придаточные корни.
Рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.
На верхушке побега найдите спороносный колосок. Рассмотрите его.
Рассмотрите внешнее строение вегетативного (летнего) побега хвоща полевого. Рассмотрите мутовчатоветвистый стебель, мутовки листьев. Обратите внимание, что листья срослись особым образом. Свободными остаются только самые кончики листьев в виде зубчиков.
Зарисуйте внешнее строение весеннего и летнего побегов хвоща полевого с корневищами. Подпишите основные органы.
Сделайте вывод об особенностях строения данного растения и о принадлежности его к высшим споровым растениям. Сравните внешнее строение папоротника и хвоща.
Беседа
Вспомните, что такое торф и как он образуется. (Торф — это частично разложившиеся в условиях затрудненного доступа кислорода растительные остатки.)
Где образуется торф? (На болотах.)
Похожие процессы происходили и в каменноугольном периоде.
Как вы думаете, откуда произошло название этого периода? (В этот геологический период шло активное образование и накопление каменного угля.)
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 41; учебник В.В. Пасечника § 15), ответьте на вопросы: что такое каменный уголь? При каких условиях он образовывался? Каково значение каменного угля в жизни человека?.
(На выполнение задания отводится около 3—5 мин.)
Продолжение беседы
Каково значение каменного угля в жизни и хозяйственной деятельности человека, мы выяснили. Каменный уголь используют как топливо, как сырье для химической промышленности.
(Учитель демонстрирует коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки».
) Из этого полезного ископаемого получают горючий газ, смолы, смазочные масла, лаки, краски, кокс, пластмассы, также его используют в парфюмерии и медицине.
Но каково же значение папоротникообразных в жизни человека? (Ответы учащихся.)
- Значение папоротникообразных в жизни людей
- Некоторые папоротники и хвощи являются лекарственными растениями.
- Многие папоротники выращивают в качестве декоративных комнатных и уличных растений.
- Корневища и молодые листья некоторых папоротников, а также весенние побеги хвощей употребляют в пищу.
- Споры плаунов используют в аптечном деле (в частности, как детскую присыпку).
- Порошком из спор различных папоротникообразных обсыпают формы для литья металлических изделий, чтобы детали лучше отходили от форм.
- Жесткие побеги хвоща раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.
- Многие папоротники и хвощи являются пионерными растениями и первыми появляются на пустырях и пожарищах.
- Хвощи являются природным индикатором закисленности почв.
- Кроме того, некоторые виды папоротников и хвощей (например, хвощ полевой) являются трудноистребимыми сорняками.
- В Красную книгу России внесены 10 видов папоротников и 4 вида плаунов.
- Закрепление знаний и умений
- Самостоятельная работа учащихся
- Используя знания, полученные на последних уроках, а также материал учебника и записи в тетрадях, заполните таблицу.
- Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных растений
Признак сравнения | Мохообразные | Папоротникообразные |
Дифференциация тела на органы | Есть стебель с листьями и ризоиды | Есть корневище, придаточные корни, стебель, листья (вайи) |
Дифференциация тела на ткани | Тело не дифференцировано на ткани | Выделяют покровные, проводящие и механические ткани |
Питание | Автотрофное, за счет фотосинтеза | Автотрофное, за счет фотосинтеза |
Размножение | Спорами | Спорами |
Оплодотворе ние | При участии воды подвижными мужскими гаметами — сперматозоидами | При участии воды подвижными мужскими гаметами — сперматозоидами |
Условный возраст | Древние растения, имеется ряд реликтовых форм | Древние растения, имеется ряд реликтовых форм |
Рис..Риниевые а) риния, внешний вид; б) поперечный срез стебля; в) продольный разрез спорангия; 1 – ризоиды; 2 – спорангии; 3 – эпидерма; 4 – устьице; 5 – кора; 6 – флоэма; 7 – ксилема. |
Филогенез
По некоторым данным, папоротники произошли от плаунов. Однако часть учёных считает, что хвощи, плауны, мхи и данный отдел произошли от псилофитов. В девонском периоде от споровых папоротников произошли семенные. Они относились к первым голосеменным растениям. От них произошли все остальные голосеменные и, вероятно, цветковые растения.
Папоротник в мифологии
Ход работы
Беседа
Продолжение беседы
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 41; учебник В.В. Пасечника § 15.)
Закончить заполнение таблицы.
Творческие задания.
Нарисовать пейзаж, характерный для каменноугольного периода. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Нарисовать этих животных.
Найти на карте России месторождения каменного угля и торфа. Где добывают эти полезные ископаемые?
Взять стакан с водой и спороносный побег плауна. Аккуратно насыпать на поверхность воды споры так, чтобы они равномерно распределились на поверхности воды и образовали тонкую пленку. Опустить палец в воду (на глубину не ниже чем 1—1,5 см), вынуть его и убедиться в том, что он сухой. Объяснить причину этого явления. Попробовать проделать то же самое со спорами или пыльцой других растений.
Плауны. Хвощи. Папоротники.
- Высшие споровые растения (Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники) | Ботаника | ОГЭ и ЕГЭ по биологии
- Разнообразиепапоротникообразных
- Мхи, папоротники, хвощи и плауны.AVI
- Ресурсы:
И.Н. Пономарёва,О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Папоротниковидные относятся к высшим споровым растениям. Большинство современных папоротников являются травами. Ныне живущих папоротниковидных более 10 тысяч видов.
Папоротники растут в сосновых лесах, на болотах и даже в пустынях и водоемах. В тропических лесах растут древовидные папоротники, которые достигают в высоту 20 метров. Существуют лианоподобные папоротники, а также эпифиты (растут на деревьях). В основном папоротникообразные предпочитают влажные места обитания.
В умеренной климатической зоне широко распространены страусник, орляк, щитовник, пузырник.
В отличие от моховидных, папоротниковидные имеют настоящие корни. Стебель у папоротников короткий, а листья называются вайями (они имеют характерные особенности строения и роста).
Корни папоротника развиваются из стебля, а не из корня зародыша, так как последний отмирает в процессе роста и развития растения. В результате корневая система папоротниковидных является придаточной.
Стебель папоротника — это короткое одревесневшее корневище. Стебель имеет в своем составе механическую и проводящую ткань, а также эпидермис. Проводящая ткань представлена сосудистыми пучками. От стебля каждый год отрастают новые листья-вайи. При этом они растут от вершины корневища, где находится точка роста.
Распускающиеся вайи папоротниковидных свернуты в форме улитки. Они покрыты множеством чешуек, имеющих коричневый цвет. Вайя растет медленно. Каждый лист-вайя достаточно крупный, рассеченный на множество мелких листочков. У некоторых видов длина вайи составляет несколько десятков метров. В умеренном климате на зиму листья папоротников отмирают.
После созревания споры выпадают из сорусов и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в гаплоидный заросток. Он похож на сердцевидную зеленую пластинку. Размер заростка всего несколько миллиметров. Вместо корней у него имеются ризоиды, как у моховидных.
На нижней стороне заростка образуются антеридии и архегонии (мужские и женские органы размножения). В них созревают гаплоидные гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки соответственно). Во время дождей или при обильной росе сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и оплодотворяют их. Образуется диплоидная зигота (имеющая двойной набор хромосом).
Прямо на заростке из зиготы начинает развиваться зародыш папоротника. У зародыша есть первичный корешок, стебелек и лист. Зародыш питается за счет заростка. Когда он разовьется, то укрепляется в почве и питается уже самостоятельно. Из него вырастает взрослое растение.
У папоротниковидных, также как у моховидных, происходит чередование двух поколений — гаметофита и спорофита. Однако у папоротников в жизненном цикле преобладает спорофит, в то время как у мхов взрослым зеленым растением является гаметофит.
Спорофит у папоротников считается бесполым поколением.
У папоротниковидных встречается вегетативное размножение с помощью выводковых почек. Они образуются на корнях.
На Земле были времена, когда папоротники были преобладающей растительностью суши. Однако в настоящее время значение папоротниковидных не так велико. Человек использует некоторые виды папоротников в качестве декоративных растений (полиподиум, адиантум, нефролепис).
Молодые листья некоторых видов можно употреблять в пищу. Из корневищ готовят отвары, из листьев — настойки, которые применяются как противовоспалительные, болеутоляющие, противоглистные препараты.
Дальнейшее освоение суши сопровождалось появлением корней и листьев.
От одной из групп риниофитов (зостерофиллофитов) произошли плауновидные, причем листья у них образовывались как уплощенные боковые стебли с единственной жилкой (проводящим пучком), такие листья называют микрофиллами.
Папоротниковидные и, возможно, хвощевидные растения произошли от другой группы риниофитов – псилофитов. Листья у них образовывались из системы боковых разветвленных уплощенных побегов, называются мегафиллами и имеют сложную систему жилок.
Важнейшее преимущество папоротникообразных еще и в том, что в жизненном цикле полностью доминирует диплоидный (2n) спорофит.
Происходит накопление мутаций и их комбинации в потомстве попадают под контроль естественного отбора.
Проводящая система папоротникообразных представлена пока еще не сосудами (трахеями), а трахеидами, и во флоэме ситовидные клетки без клеток-спутниц, ситовидные трубки появятся позже, у цветковых.
Гаметофиты имеют небольшие размеры, развиваются независимо от спорофита и образует яйцеклетки и сперматозоиды, для слияния которых нужна вода. Таким образом, папоротникообразные – «земноводные растения», спорофиты приспособлены к жизни на суше, а для развития гаметофитов еще нужна вода.
Рис.. Образование мегафиллов |
Отдел Плауновидные (Lycopodiophyta). В настоящее этот отдел высших споровых растений объединяет около 1 тыс. видов.
Современные плауновидные – многолетние травянистые, обычно вечнозеленые растения, в тропиках встречаются и кустарники. Предками плауновидных считают зостерофиллофитов.
В жизненном цикле преобладает спорофит, представляющий собой листостебельное растение с подземными органами – корневищем и придаточными корнями, стебли в основном стелющиеся, дихотомически ветвящиеся, листья мелкие с одной жилкой (микрофиллы).
Листорасположение спиральное, супротивное или мутовчатое. Плауновидные – равноспоровые и разноспоровые растения, спорангии собраны в спороносные колоски – стробилы. Гаметофит равноспоровых – обоеполый, многолетний, разноспоровых – раздельнополый, быстро созревающий.
Плаун булавовидный. Плаун булавовидный произрастает преимущественно в лесной зоне, особенно в хвойных лесах.
В периферической части стебля развита механическая ткань, покрытая снаружи эпидермой.
Рис.. Плаун булавовидный: 1 – общий вид спорофита; 2 — корни; 3 – стробилы, спороносные колоски; 4 – поперечный срез стебля; 5 – спорофилл и высыпание спор. 6 – антеридий; 7 – архегоний; 8 – заросток; 9 – заросток с молодым спорофитом. |
В междоузлиях стебель укореняется с помощью тонких придаточных корней. От стелющегося по земле основного стебля вертикально вверх отходят дихотомически ветвящиеся побеги высотой до 25 см. Поверхность стебля густо покрыта спирально расположенными мелкими ланцетно-линейными листьями.
В середине лета у взрослых растений на боковых побегах стебля образуются булавовидные спороносные колоски (стробилы), каждый из которых состоит из оси и сидящих на ней листочков – остроконечных спорофиллов.
В основании спорофилла на его верхней части находится почкообразный спорангий, в котором мейотически образуются гаплоидные споры. Из спор при благоприятных условиях в течение 10—20 лет развивается гаплоидный гаметофит – маленький беловатый (около 2 см в диаметре) заросток, углубленный в почву и прикрепленный к ней ризоидами.
Заросток развивается в симбиозе с грибом-симбионтом и живет как сапрофит. На верхней стороне заростка образуются архегонии и антеридии, погруженные в ткань заростка. Двужгутиковый сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку и образуется зигота, из которой развивается зародыш. Он внедряется в ткань гаметофита и питается за его счет.
Лишь после образования корней он переходит к самостоятельному существованию и дает начало новому спорофиту – бесполому поколению плауна.
Значение плаунов. Животные обычно их не едят. Некоторые виды плаунов содержат яд, сходный по действию с ядом кураре.
Споры плауна, или ликоподий – тончайший светло-желтый порошок, бархатистый, жирный на ощупь, содержит до 50% невысыхающего масла и используется при обсыпке пилюль, в качестве детской присыпки (натуральный тальк), иногда в промышленности при фасонном литье для обсыпания моделей. Плаун-баранец используют для получения желтой краски для шерсти, а плаун обоюдоострый – для получения зеленой краски.
Классификация
Последняя группа включает большинство растений, известных нам как папоротники.
Ботаника
Папортниковые, или папортники, возникли в девонский период, а уже в карбоне их древовидные формы наравне с другими высшими споровыми растениями составляли обширные влажные леса, остатки которых образовали залежи каменного угля, К настоящему времени сохранилось примерно 12 тыс.
видов папоротников, распространенных преимущественно в тропиках и субтропиках, а также в умеренных областях земного шара, включая пустынные районы.
Папортники умеренной зоны Северного полушария растут в сырых тенистых лесах, по кустарникам, лесным оврагам, сырым лугам, некоторые виды встречаются в сухих сосновых лесах (например, орляк обыкновенный).
Большинство современных представителей этого отдела — наземные многолетние растения, однако есть и водные формы (например, реликтовый вид однолетняя сальвиния плавающая).
Листья папоротников (часто их называют вайями) крупные с перисто-рассеченной листовой пластинкой и хорошо развитой проводящей системой.
Общий черешок листа листа прикрепляется к подземному стеблю, представляющему собой корневище.
Корни у папоротников придаточные, а листья, возникшие в результате уплощения крупных ветвей, растут, своей верхушкой образуя характерную разворачивающуюся «улитку». Длина листьев может колебаться от 1—2мм до 10м.
У некоторых папоротников (например, у страусника) листья дифференцированы на стерильные (фотосинтезирующие) и фертильные (несущие спорангии).
Однако у большинства представителей листья выполняют не только функцию фотосинтеза, но и спорообразования. На их нижней стороне летом образуются спорангии, расположенные одиночно или группами — сорусами.
Сорусы, имеющие вид буроватых бугорков, прикрыты особым выростом листа — индузием, или покрывальцем.
По характеру развития и строения спорангиев папоротники подразделяются на две большие группы, не имеющие четкого таксономического характера:
- эуспорангиатные,
- лептоспорангиатные.
Первые — более примитивные — имеют более крупные, массивные, многоспоровые спорангии с многослойной стенкой и онтогенетически развиваются из группы клеток; вторые — более совершенные — имеют мелкие многочисленные спорангии с однослойной стенкой, фиксированное количество спор (чаще 64) и развиваются по ускоренному варианту из одной клетки.
Спорангии также имеют приспособление для эффективного вскрывания и рассеивания спор: кольцо (горизонтальное, косое или вертикальное). У наиболее совершенных таксонов спорангии собраны в группы (сорусы) и защищены индузием (покрывальцем). У древних видов споры были трехлучевые, позднее появляются однолучевые.
Кроме равноспоровых представителей богато представлены и разноспоровые, причем появившиеся конвергентно. Гаметофит у примитивных таксонов, как правило, массивный, многоклеточный, многолетний; обычно имеет микоризу и не способен к фотосинтезу; у молодых таксонов гаметофит в виде небольшой зеленой однослойной пластинки или нитей.
Он имеет короткий срок жизни.
Жизненный цикл папоротников аналогичен жизненному циклу моховидных.
Большинство папоротников — равноспоровые растения; из одинаковых спор развиваются обоеполые гаметофиты (заростки). Они зеленые, мелкие, не более 0,5 см в поперечнике, разные по форме (пластинчатые, сердцевидные, нитчатые и др.), питаются самостоятельно. К почве гаметофит прикреплен ризоидами.
На нижней стороне заростка образуются архегонии (с яйцеклеткой) и антеридии, в которых формируются сперматозоиды. Оплодотворение происходит только при наличии воды, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию.
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) дает начало диплоидному зародышу, развивающемуся во взрослое растение.
Папоротниковидные являются важными компонентами многих растительных сообществ, особенно тропических и субтропических лесов. Некоторые папоротники (например, нефролепис, адиантум, и др.) используются как декоративные растения. Они малотребовательны к условиям выращивания и хорошо растут в помещениях.
Галерея
-
Щитовник мужской
-
Баранец (Huperzia)
-
Диксония антарктическая